«ТА представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности» Международная Ассоциация Транзактного Анализа. Основы теории ТА были описаны Эриком Берном в начале 1960-х годов.
Транзактный анализ – это метод понимания поведения человека, который основывается на знании, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства.
В ТА включены: теория коммуникации, детского развития, концепция сценария жизни. Как теория личности, ТА показывает как «устроены» люди психологически. Для этого используется модель эго- состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок).
Главный принцип ТА – все люди ОК, т.о. ты имеешь ценность так же как и я, мы оба имеем значение и достоинство. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты ОК, хоть твое поведение может и не быть ОК.
Каждый человек обладает способностью думать, и следовательно на каждом из нас лежит ответственность за принятие решений о том, что мы хотим от жизни. Жизнь каждого зависит от принятого им решения. И именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение.
Сценарий - это постепенно разворачивающийся жизненный план, предусматривающий вполне конкретный финал. Сценарии возникают в детстве, когда ребенок принимает иррациональные решения под воздействием родительских предписаний.
Предписания – это любое воздействие родителей, которые воспринимаются ребенком как указания к построению своей жизни. Одни предписания могут быть позитивными с точки зрения развития способностей ребенка, другие могут привести к деструктивному поведению.
Психотерапевты Роберт и Мери Гулдинг выделяют 12 наиболее опасных родительских предписаний, на основании которых дети обычно принимают весьма негативные решения и строят трагический сценарий жизни:
1. «Не будь, не живи». Это сообщение может передаваться родителем невербально: злиться, кричит, бьет ребенка, или словесно: «Если бы не ты, я бы…», «Чтоб ты сгинул...» В ответ на такое предписание ребенок может принять решение: «Я умру, и затем вы меня полюбите» или самоубийственное решение другого типа, что выражается в постоянном депрессивном состоянии.
2. «Не будь собой». Это предписание дается, если родился ребенок «неправильного» пола или его личностные качества не устраивают «ты похож на своего неудачника папашу». В ответ ребенок может всю жизнь пытаться себя переделать, чтобы понравиться, и ненавидит себя и т.д.
3. «Не расти» или «Оставайся маленьким». Часто такое послание передается младшему ребенку, чтобы ребенок не вырос и не покинул родителей. Свою ценность они видят в исполнении роли хорошего родителя и только так. Возможное решение ребенка: «я останусь маленьким» или «беспомощным», или «несексуальным», или «Я никогда не покину мамочку» и т.д.
4. «Не будь ребенком». Такое сообщение не редко передается старшим детям, которым передали заботу о младших. Поощряется раннее взросление «ты уже большой..», «мужчины не плачут…», «не видишь, маме плохо, а ты уже вырос, чтобы начинать заботиться обо мне». Возможные решения: «Я никогда не буду развлекаться, всегда буду серьезным», «Я всегда буду заботиться о них», «Я ответственен за них» и т.д.
5. «Не делай». Такое послание передается родителям, которые бояться «Ничего не делай, потому что все, что ты делаешь настолько опасно, что лучше ничего не делать». Тот кто во взрослой жизни не знает, что ему сделать, при этом постоянно ощущает бесполезность своих действий и никогда ничего не делает, чтобы это изменить, тот несет это предписание.
6. «Не сближайся» или «Не доверяй». Запрет на физическую близость, часто формируется при редких контактах с ребенком, отсутствие объятий. Либо развод или ранняя смерть родителя, с которым ребенок был близок. Возможные решения: « Какой смысл в близости, когда они все равно уходят», «Больше я никому не буду доверять», «Близость всегда ведет к боли» или «Нельзя быть сексуальным (плюс запреты на физическую близость)».
7. «Не будь здоров» или «Не чувствуй себя хорошо». Если родители заботятся о своем ребенке, только тогда, когда он болен или оказывают внимание лишь тогда, когда он ведет себя как сумасшедший, то для ребенка это равносильно словам «не будь здоровым». Возможные решения ребенка: «Я сумасшедший/ больной», «Нельзя быть счастливым»
8. «Не будь первым/ не высовывайся». Например, папа злиться, когда сын обыгрывает его в шахматы. Или постоянная оценка «ты все делаешь неправильно». Послания могут быть «Не проси того, что ты хочешь. Твои желания ничего не значат». Люди с такими посланиями бояться быть лидерами, успешны в роли подчиненных, не добиваются успехов, и часто отказываются от выгодных предложений по работе.
9. « Не принадлежи». Когда родители ведут себя так, как будто они должны быть с другом месте/ стране, то ребенок может в будущем всегда чувствовать себя чужаком, выглядеть нелюдимым, угрюмым. Возможные решения: «Никто и никогда не будет меня любить, потому что я никому не буду принадлежать».
10. «Не думай». Может передаваться родителем, который принижает способности ребенка мыслить «Вся понятно, ты же у меня блондинка..», «Когда ты начнешь включать мозг..», «Что?! Ты самый умный что ли?». Возможные решения: «Я глупый», или «Я сам не могу принимать решения», или «Другие знают лучше меня, что надо делать», или «Думать о деньгах (сексе) нехорошо», или «Лучше я буду думать о чем-либо другом», или «Я всегда не прав».
11. «Не чувствуй» или «Не чувствуй как ты, чувствуй как я». Такое послание может передаваться родителями, которые сами сдерживали свои чувства, или в семье существует запрет на выражение чувств, или игнорируются чувства ребенка. Послания могут читаться как «Не сердись/ не печалься», «Не чувствуй страх», «Не испытывай телесных ощущений».
Решения: «Эмоции - это потеря времени», или «Я сам не знаю, что я чувствую», или «Я никогда не злюсь, потому что чувствовать злость недопустимо».
12. «Не будь значимым». Например, ребенку не разрешается говорить за столом, либо еще как то снижают его значимость «Тебя вообще никто не спрашивал», «Мал еще, чтобы влезать во взрослый разговор». Возможные решения ребенка: «Можно обойтись и без высшего образования», или «Все должны быть равны», или «Я ничего не значу».
Терапия в транзактном анализе – это процесс, направленный на то, чтобы помочь людям достичь изменения личности.
Цели этих изменений:
1. Автономность.
Берн охарактеризовал автономность как «высвобождение или восстановление трех человеческих качеств: осознание, спонтанность и интимность».
Осознание – это способность видеть, слышать, чувствовать и ощущать вещи как чувственные впечатления так, как это делает младенец. Без оценок, без объяснений, в тесном контакте со своими телесными ощущениями.
Спонтанность – способность реагировать на мир прямо и открыто, воспринимая и не искажая реальность.
Интимность – открытое выражение подлинных чувств и желаний между людьми, между мной и другим человеком.
2. Свобода от сценариев.
Основная идея заключается в том, что свободный от ранних решений и сценариев жизни человек, ведет себя автономно и реагирует на мир спонтанно, находясь «здесь и теперь». Когда же человек находиться под влиянием родительских предписаний, сценариев, то он ведет себя в соответствии со своими ограниченными детскими представлениями о жизни и сценарными убеждениями.