Основоположник гештальт – терапии – Фредерик (Фриц) Перлс.
В своей теории личности и личностного роста Ф.Перлс говорит о двух типах движущих сил в человеке: «финальные цели» и «социальные роли». К первым он относит «конечные цели» - это то, к чему человек стремиться по своей биологической природе: голод, дыхание, секс, выживание. Социальные роли – то, что принимает на себя человек вынужденно, как средство достижение конечных целей. Конечные цели переживаются как давление до тех пор, пока они не будут завершены или исполнены в процессе взаимодействия с окружением.
Бесконечное повторение роли превращаются в привычки, ригидное поведение, которое ошибочно принимается за истинное появление характера, псевдо личность. Как полагал Перлз, если мы сами трансформируем нашу природную сущность в псевдосоциальное существование, то это означает, что мы сами несем ответственность за собственную патологию – неистинность, невротичность своего существования.
Жизненный цикл включает в себя процесс взросления. Человек развиваясь, движется от зависимости от окружения и поддержки близких к нахождению внутренней основы в самом себе. Обретение себя означает отказ от ответственности за кого- либо.
Одна из заповедей гешталь- терапии «Я есть Я, а не есть Ты», другая гласит «Я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, так же как и ты живешь, не для того, чтобы соответствовать моим».
Некоторые люди перестают развиваться и личностно расти, цепляясь за детские привычки к зависимости. Конечно, этому способствует детский опыт, препятствующий здоровому взрослению. Например, в одних семьях родители не давали достаточно поддержки и родительской любви, в то время, когда у ребенка еще не была сформирована внутренняя самоопора. В других, родители потакали ребенку в его желании сохранить позицию безответственности.
Терапевтическая работа строиться на принципе нахождения «здесь и теперь». Благодаря этому происходит осознание проблемы, взросление и принятие ответственности, и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств.
Методы гештальт-терапии направлены на соединение восприятия человеком его собственного образа как целостного в пяти основных сферах жизни (пентаграмма Гингера):
1. физической (тело, сенсорика, физическое здоровье, сексуальность),
2. аффективной (сфера эмоциональных переживаний, чувства и способность к их выражению и пониманию, любовные отношения),
3. рациональной (мысли и творчество, воображение, рациональное мышление, планирование, анализ, умение предвидеть и создавать себя и окружающий мир),
4. социальной (отношения с другими людьми, культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека),
5. духовной (место и знания человека о самом себе и окружающем космосе, знание законов жизни, духовные ценности и смыслы)